revolution__man (revolution__man) wrote in antisecta,
revolution__man
revolution__man
antisecta

Эксклюзивное интервью Юрия Звездного для сообщества antisecta

У нас в гостях Юрий Звёздный –основатель оккультно-мистической школы «Спиральникс». Про «Спиральникс» говорят много. Как в позитивном, так и в негативном контексте. Поклонники описывают тернистый жизненный путь и многочисленные оккультно-философские работы Юрия, критики указывают на идеализацию тёмных мистических образов. Сегодня мы попробуем немного приоткрыть завесу тайны и зададим Юрию вопросы, многие из которых прислали наши читатели.
Как уже говорилось в анонсе, Юрий также является лидером популярного музыкального ансамбля «Necro Stellar» и некоторые вопросы будут посвящены его творчеству.



Сегодня мы видим вокруг множество оккультно-мистических школ, сект и течений. Есть какие-то принципиальные отличия Spiralnix от других организаций и сообществ русского эзотерического мира? Какие организации Вы могли бы назвать родственными?

<Юрий Z> - Спасибо. Принципиальные отличия школы Spiralnix от других оккультных систем очевидны, однако мне не с руки высказывать свое мнение об этом, так как я автор этого проекта и мое мнение, если я начну рассуждать, будет рассматриваться как похвала самому себе. Думаю, что это проще будет сделать стороннему наблюдателю. Например, тем кто «присматривается» к школе, или учится в ней, или каким-либо другим образом имеет к ней отношение.
В отношении второго вопроса. «Родственной организацией» мог бы назвать «серебряную скрижаль» Гермеса Трисмегиста))).

Что Вы можете сказать про другие эзотерические школы - например ДЭИР, Моносова, ОХС и Бронникова?
<Юрий Z> - Я не склонен оценивать сторонние школы. Руководители сайта ОХС поддерживают мою деятельность. За это я им сердечно благодарен.

Правда ли, что Вы работали в магическом салоне? Если да, то что побудило уйти? Что вы посоветуете тем, кто все-таки решился обратиться за помощью к частнопрактикующим чародеям?
<Юрий Z> - Да, совершенно верно, я работал в салонном бизнесе до определенного времени. Мой уход из этой сферы был обусловлен нехваткой свободного времени для занятий творчеством, так как работа в салоне по степени загруженности может сравниться с работой слесаря на заводе. Кроме того, работа преподавателем – это полностью моё, можно сказать, что это жизненный путь и призвание. Принимая ответственность за каждого обучающегося, я чувствую единение с его судьбой, и Школа в этой ситуации является связующим звеном. Преподавательская деятельность - это, прежде всего ответственность.
Тем, кто решился обратиться за помощью к чародеям, я посоветую: а) не руководствоваться рекламой, а идти по знакомству, б) отдавать деньги только после результата, в) не идти на предложения провести «повторки», г) не обращаться с меркантильными эгоистическими проблемами (приворот, отворот, наказание соперницы) дабы не завязывать кармических узлов при помощи колдуна или колдуньи.
Стоит также сказать, что действия 70% салонных колдунов, по статистике – это чистое шарлатанство, 20% - это действия направленные на получение одного посредством потери другого, т.е. получая удачу в бизнесе теряете мужа и т. д., и только 10% могут быть рассмотрены как специалисты в чистом виде.
Так что могу посоветовать рассматривать поход в салон как чистый рэйв)).

Какие воспоминания связывают Вас со "Святыми хирургами" и "Сахаджа-йогой"?
<Юрий Z> - Самые светлые. Каждая школа, к которой я имел принадлежность в то или иное время, воспринимается мной с благодарностью.

Как Вы относитесь к попыткам объединения оккультных сил под каким-либо единым началом?

<Юрий Z> - В некотором смысле это невозможно, если мы говорим о природе человеческого осознания, так как человек - это анархичное существо. Что же касается объединения сил на высоком уровне, вне человеческой реальности, то они и так естественно объединены в сфере Единого Духа, Абсолюта и т. д.
На этот вопрос проще ответить новой притчей:
Восходящие потоки превозносят дух, нисходящие потоки отличают тело. Беспричинность.
Неразмеченный полюс судьбы остается за краем небес.

Можно ли назвать Спиральникс продолжателем каких-либо древних мистических традиций?
<Юрий Z> - Отчасти это так, однако, каждый учебный центр может быть интересен только личными, авторскими разработками. Школа только тогда может называться школой, когда она имеет свой индивидуальный путь интерперсонального проявления вне дезинтегрирующего действия традиций. Таким образом, продолжения тех или иных традиций могут рассматриваться только лишь на раннем этапе развития учебного центра с минимальной привязкой к традиции и с максимальным открытием личного, индивидуального канала школы. В этой связи креативная овуляция учебного центра, достигающая конгруэнтности посредством духовной реализации после выхода из условных рамок той или иной традиции, может быть сравнима с тем, что на востоке называют словом Дхарма, когда традиция достигает аннигиляции и одновременно синергирует с так называемым высшим «Я» человека.

Насколько соотносимы идеи вашей школы с идеями Дзен-буддизма?
<Юрий Z> - Мне хотелось бы верить в то, что отдельные идеи школы могут быть соотнесены с идеями Дзен.

Актуальна ли, на ваш взгляд, сегодня каббалистическая традиция?
<Юрий Z> - Конечно, более чем. И это даже не нуждается в доказательствах, достаточно только взглянуть на адаптацию каббалистических сионских доктрин для гоев. Я имею в виду христианскую церковь. Рассматривая каббалистические тексты и шумерские трактаты (45 000 лет до нашей эры), египетские (30 000 до н. э.) ассирийские (25 000 лет до н. э.), можно с уверенностью сказать, что все ключевые каббалистические доктрины украдены или заимствованы, равно как информационная часть такого явления как библия, разворачивающая в голове читающего противоестественную для человеческого сознания дуальную картину христианского мира, христианской антивселенной, где если так, то не эдак, если не добро, так значит зло. Узурпация информации, касающейся планетарных существ и событий, происходящих на тонком плане, попытка затолкнуть их природу в рамки звезды Соломона, заклинающего планетарных существ именами из чуждого человеку иудейско-христианского эгрегора, называя планетарные аспекты вселенной заранее рассчитанными и нумерологически сгруппированными именами, взятыми из симитской демонологии, - всё это хороший комбикорм для непросвещенного народа. Кабалистическое имя «Сатан», которое применяется к любому земному богу, начиная от Гермеса и Марса и заканчивая Сакпата, Локи и Афродитой представляет собой попытку нанести грубый удар по духовной природе человека, его традициям, его естественным проявлениям. Таким образом, Меркурий, Кали, Сет, Ярило, Прометей, Люцифер - все они «Сатаны», так как не покорились власти Адоная. Интерполяционная схема моего анализа позволяет предположить, что главный захватчик планеты Земля - Демиург, он же Адонайчик, Тетраграмматончик, Ягве и т. д. именно он и есть единственный «Сатан», желающий уничтожить связь человека с его предками и разорвать связь человеческого осознания с матричной биолокальной составляющей Земли. Контаминация Адона и Баала в каббалистического Адоная в этой связи выгладит не случайной, однако… думаю, дальнейшее повествование на эту тему не имеет смысла.

Вам близко творчество Валентина Скавра?
<Юрий Z> - Нет, к сожалению. Я очень далек от его взглядов на мир.

У вас есть живой журнал?
<Юрий Z> - Данный рудимент мне, в общем-то, не нужен, так как я не склонен к общению в интернет. Я это воспринимаю как потерю времени. Живой журнал рассматривается сетевым администратором группы исключительно как средство для рекламы того или иного продукта группы. У меня там кажется есть одна единственная запись. Обновлениями заниматься нет желания.

Как родилась композиция Only Moon?
<Юрий Z> - Очень естественно. На определенном этапе своей жизни я проводил исследование, направленное на изучение сущностной основы планетарного сознания Ноктулиус – Лиллит – Луны. Это исследование носило личный характер, реализованное в виде взаимного проникновения.
По моему мнению, Луна заключает в себе те скрытые качества, больше оккультного свойства, которые не смогла вместить в себя Земля в момент сотворения. В этом смысле Луна - Ноктулиус представляет собой одну из юдолей инфернального космоса, т.е. воздействие Луны на жизнь на Земле носит строго определенный характер. Это проявляется во множестве качеств, о которых не имеет смысла сейчас говорить. Одно из таких качеств – это информационное насыщение всех тех явлений, которые находятся в тени, во тьме, в отражении; иными словами в сфере непроявленной реальности.

Насколько актуальной и реальной является "жизнь" (можно без кавычек) умерших людей, используя в качестве собственного носителя разум живущих?
<Юрий Z> - Мне, к сожалению, не совсем понятен вопрос… Если вместо слова «используя» поставить слово «использующих» и убрать слово «собственного», то можно попытаться ответить.
Ответ будет такой: невозможно говорить о существовании сознания уходящего человека в общепринятом смысле. «Успение благодатной души» - это тот термин, который может быть применим к обсуждаемой ситуации с той лишь поправкой, что эмиссары иудейско-христианского эгрегора не учитывают трансцендентного акта успения вне придуманного астрального мира для гоев. Успение – это невыразимое духовное таинство, происходящее в состоянии раннего посмертия, когда Дух умершего окончательно теряет связь с душевным телом – телом памяти, пройденной человеческой судьбой, которая заключена в шлейфе осознания. В этом момент духовная единица умершего становится целым миром. Разрушение статических связей как бы переводит мир из узкого восприятия в максимально широкое. Таким образом, умерший становится всем и сразу: травой, водой, деревьями, воздухом, небом, Солнцем. Одновременно с этим умерший не теряет своей духовной индивидуальности, но стремится её потерять, растворяясь в океане других отживших форм, тяготеет к полной потере себя и развоплощению в абсолюте, полной утрате осознания и в конечном итоге упразднению самого понятия «Дух». Наблюдая успение, мы можем испытывать невиданную благодать, которую дает каждый уходящий. В этом смысле прощание с миром навсегда становится «сном» покинутого мира. Глядя на мертвых можно сказать, что их состояние посмертия напоминает «сон жизни», оборотную строну вещей, отражение.
Возвращаясь к Вашему вопросу, я могу сказать, что в высшем смысле духовная природа ушедших и является нашим разумом и сознанием. В определенном смысле это именно так.
Низшие формы умершего, так называемый «темный астрал» или то, что остается в инферне, в основном используют чрево человека и органы, связанные с двумя нижними чакрами в качестве подселения. Поэтому одержимые мертвыми, вошедшими в тело через нижний канал бездны расположенный в муладхаре, чувствуют присутствие сущности в животе, которая как бы ведет диалог с сознанием человека. Если человек не прошел опыт «шаманской болезни» то такие явления приводят к безумию. После этого тело человека становится пустым свободным каналом, пропускающим через себя те силы, которые приводит за собой сущность. Разум, как и Агни-чакра человека полностью сломлены, душа «съедена» (условно), а Дух человека в этом случае дожидается естественного прихода смерти.

А правда ли, что Cradle of Kaschenko скопировали все ваши композиции?
<Юрий Z> - Я ничего не знаю об этой группе. Первый раз слышу об этом.
Все издаваемые альбомы, равно как и название группы защищены юридически в РАО и РОМС. Контракты, подписываемые мною на каждый альбом с тем или иным выпускающим лейблом, могут быть использованы мною в суде, если я увижу, что не слишком маргинальная группа имеет виды на тот или иной объект моей интеллектуальной собственности.

Как относятся к вашему увлечению родные и близкие? (скорее всего имеется ввиду работа в "Спиральникс", прим. ред.)
<Юрий Z> - Моя жена является администратором школы. Что же касается других моих родственников, то их данный вопрос мало интересует. Они в большинстве своем заняты работой в органах юстиции. В нужный момент они меня консультируют в отношении налоговой и т. д.

Зачем вам все это надо?
<Юрий Z> - Простота этого вопроса представляет собой повышенную ценность, так как очередной раз заставляет выразить природу своего движения в двух строках.
Новая притча для Вас и Вашего сообщества.

Море света под куполом неба.
Ожидание мира – вне пространств, среди звёзд, у разлива реки…

Могут ли Ваши ученики оживить Ленина?
<Юрий Z> - Оживление Ленина при всей курьезности Вашего вопроса не является необходимым, так как Ленин в некотором смысле и так жив. Ленин - это мертвый вождь своего народа. С поправкой на европейский рассудок Ленин был аналогичен – Egun (предки) находящегося в I kole Orun (царство ушедших предков), т.е. Ленин и соответствующие обожествленные мертвые у кремлевской стены и не только, на определенный отрезок времени были по тем или иным причинам фактически выбраны хранителями духовного единства советского народа. Почти все как в Кимбанда или Йоруба и Petro VouDoo, как в любой «языческой» системе, за исключением кровавых приношений явного характера. Ленин, как и любой мертвый вождь, имел обращение для живых «Ленин - жил, Ленин - жив, Ленин - будет жить» и Pataki - мистическую легенду, которую сочиняли а затем усиливали и подкрепляли вольно или не вольно такие упыри как Бонч-Бруевич, Крупская и даже Платонов с Маяковским. То есть зиккурат ВИЛа по идее выполнял определенные функции, например поднимал солдат в атаку, делал пятилетний план реальностью, закалял сердца в борьбе и т. д.
Поэтому я бы сказал так: оживлять Ленина в своем сердце - это по желанию, обращаться к нему, как хранителю советской эпохи - это дело индивидуальное и личное, а вот рассматривать психическую энергию народа, обращенную к Ленину как реальную силу, поднимающую несокрушимый дух, проецировать и использовать её, с учетом Ленина или другой когорты предков, хранителей рода в общепризнанном смысле – это момент важный и необходимый. В контексте описания нет разницы между, скажем, Сварогом и Дзержинским)) или Лениным, Гитлером или Хеопсом, при всем при том, что разница огромна. Но вместе с тем, на мой взгляд, лучше уж Ленин, чем культ бездуховного современного молодежного быдла в виде почитания Бодрова, Собчак и других недочеловеков.
Таким образом, ученики не оживляют Ленина, они развивают свою духовную природу, например, в рамках школы Спиралникс.

Мы тут уже дровишки приготовили, когда вас ждать?
Святая Инквизиция.
<Юрий Z> - Спасибо, дело в том, что я не склонен к каким-либо обсуждениям в интернет, если это общение не заключает в себе прямой выгоды. Мне нравится тратить время на развитие своих духовных возможностей. Интернет в этом смысле выглядит пока несколько неполноценно по отношению к прямому контакту моего сознания с окружающей реальностью или непосредственному общению между двумя или группой собеседников.
Несмотря на все это я надеюсь, что возможно Ваши дрова смогут обновить мой визуальный интерфейс, в тот момент, когда я буду созерцать ментальные реакции пользователей этого замечательного блога на данное интервью.

Собираетесь ли Вы использовать в своих выступлениях гигантских человекообразных роботов?
<Юрий Z> - Я с удовольствием сделал бы это, если бы я имел достаточные финансовые возможности. С позиции моего давнишнего увлечения стилями Kraut Electro и Cyber Electronic это было бы более чем уместно и коммерчески успешно.
Природа действительного развития электронной музыки тяготеет к полнейшей автоматизации, внеиндивидуальности и стилеобразованию, что было не раз доказано, например такими исполнителями как Arcan Device, PGR, Astmus Tietchens, Werkbund.
Понятие «стиль», в контексте электронной музыки, якобы возникшее в процессе становления и развития искусства, в действительности приобретает полисемантическое значение. Интерпретация прогрессии электронной музыки в человеческом сознании, начиная от Руссоло и Штокхаузена и заканчивая Хаусом Вольфом и Дэвидом Маэрсом, выглядит как манифестация интегративного подхода развития скрытых контуров человеческого подсознания, в ходе которого восприятие изучающего индивида входит в прямой контакт с тем, что можно назвать сущностной основой того, что скрывается за словосочетанием «электронная музыка», а именно дегуманистичекой, кибер-реальностью антимира, коллапсирующих потоков, сингулярной прогрессией вселенной.

За кого будете голосовать 2 марта?
<Юрий Z> - Дело в том, что я не пойду голосовать, так как я прекрасно осознаю, что голосование в том виде, в котором оно сейчас проводится в нашей стране - это чистой воды клоунада и цирк. Все что я жду от выборов – это возможности посмотреть на бегающие глаза и трясущиеся ручки Зубкова, когда он будет докладывать по телевизору о том, что по результатам выборов 62-64% россиян проголосовали за Медведева.
Неуемное стремление к власти над людьми заставляет политиков заниматься очевидной фальсификацией. Вместо того чтобы спокойно «идти вдоль ручья», не разгоняя колесо Сансары, многие из них скажут потом: «как мне спуститься с этой горы?». Затем повторяется прежнее - «преступник, попадая в ад, выбирается из ада и становится преступником». Наследники сансары жадно ищут на дне реки времени ключи иллюзорного мира.

Как вы относитесь к пробуждению Ктулху?
<Юрий Z> - С одной стороны этот вопрос оставляет меня равнодушным, так как сам по себе он нелеп и решением этого вопроса в основном занимаются сатанинствующие подростки, имеющие очевидный конфликт между правой и левой Агни-чакрой, т.е. разрушители, не способные в силу пубертатного периода принять жизнь во всем её многообразии и желающие изменения жизни и так называемых «положительных» её качеств посредством трансцендентного вмешательства темных сил. Это желание выражается в торжестве грядущего пришествия «Древних», которое так или иначе может рассматриваться с разных позиций.
У меня нет конкретных позиций, поэтому я предпочитаю иметь некоторое количество разных, зачастую противоположных мнений в отношении любого вопроса.
Однако, наряду с вышесказанным, я могу добавить, что, как известно, состояние планеты менялось множество раз. Характер этих изменений связан не только с переходом человеческого сознания и его психофизической субстанции в новую расу. Энергетические поля планеты неоднородны и информационная составляющая этих полей весьма различна. Однако здесь мы можем говорить о неком общем знаменателе, к которому можно привести религиозные опыты разных народов, оценки и наблюдения, научные эксперименты, шаманские культы и другие плоды человеческого анализа. Несмотря на грубость этого суждения, мы можем сделать неоднозначный вывод, что информационная составляющая энергетических полей планеты находит свое объяснение в скрытой природе глубинных форм основных инстинктов. В этом смысле глубина понимания инстинктов зависит от способности реализовать корневую подсознательную информацию, заложенную на подкорке головного мозга или где-либо ещё.
Таким образом, методология субьективного пророчества выраженного в Некрономикон и других текстах «Древних», таких как «Secrets of Worm» и т. д. имеет прямую связь со скрытыми надконтурами человеческого естества, и отрицать это явление неразумно.
По моему мнению, финал развития жизни, выраженный в каузальном прохождении планетой полного круга от точки рождения до точки смерти, подразумевает собой естественный переход, - от рожденной звезды до живой планеты и далее – от живой планеты до погасшей звезды. Не беря за основу мои экстрасенсорные откровения, уместные в рамках Школы, мы можем предположить, что 95% погасших звезд и 70% (условно) «живых и действующих» планет и звезд рано или поздно входят в соприкосновение с малым или большим галактическим коллапсаром – черной дырой.
В определенном смысле я считаю, что переход Земли через вакуумное поле черной дыры неизбежен, и именно этот переход можно рассматривать как «изменение полярности» звезды или планеты. Импринт перехода может означать реализацию скрытых возможностей Земли, сгруппированных сейчас под маской основных инстинктов и это будет именно тем, что поднимет красный аспект Зверя, заключенного в каждом явлении и действии, на проявленный уровень объективной реальности. Сингулярный поток коллапсирующих полей не означает смерть в том виде, в котором мы можем оценивать существование и несуществование больших и малых звезд, а так же их планетарный аспект и осознание живущих на них существ.
Таким образом, малое кольцо смерти естественным образом существующее «вокруг» (условно) Земли и выполняющее функции кармического перехода инкарнируемых существ в проявленном космосе, связано с «большим» кольцом - коллапсирующем полем черных дыр как естественной точки перехода для каждой планетарной сущности в данном случае звезды или планеты.
Кроме того, инфернальное поле планеты, создаваемое гением Люцифера посредством семи его аспектов, в частности, таких как отражение и тень каждого явления и действия, забвение и распад и рассоздание отживших форм, в частности человеческого тела памяти, - рано или поздно соединится с проявленным миром, и это будет означать переход на новый уровень. Представьте себе соединение тела и его тени, или смотрящего в зеркало и его двойника.
Семантика Вашего вопроса о новом пришествии тех сил, которые называют «древними», и к которым в свою очередь относятся Ктулху, Йог-Сот-От и т. д. выглядит в этом смысле более чем утвердительно.

Еврей ли вы и когда в продаже появится животное масло?
<Юрий Z> - Нет, я не еврей, я скорее славянин. У меня сибирские корни, светлые волосы и голубые глаза.

Как мне возвыситься до вашего уровня?
<Юрий Z> - Я не возвышаюсь, а вознижаюсь, посредством унижения самого себя и своих прежних оценок и поступков. В этом смысле, взойдя на башню приятно смотреть на горы. Заслуги и прегрешения находятся в неразделимой связи.

Юрий, расскажите пожалуйста историю о том как Вы себя потеряли? Возможно, Вас у Вас даже похитили? И где и при каких обстоятельствах Вы себя нашли? Вы хорошо сохранились?
<Юрий Z> - Ответ на все три вопроса может быть выражен так:
В мире обманчивой видимости вырубленный сад продолжает цвести.

Зачем пытаться сделать себе имя среди пользователей ЖЖ при помощи скандального пиара и флейма?
<Юрий Z> - Дело в том, что пиар необходим не мне, а группе. Этим занимается администратор. Современный опыт предложения того или иного продукта, например выходящего в ближайшее время международного трибьюта Necro Stellar может быть более успешен, если чувства людей будут обострены. Реакции при обострении чувств не имеют значения. Чем сильнее динамическая реакция – тем выше процент интереса. Чем непредсказуемее и отрицательнее реакции, тем больше свободной энергии человеческих чувств задействуется в процессе того или иного явления, которое требуется донести до слушателя. Безусловно, это очень спорный вопрос и он может иметь неоднозначную трактовку.
«Сделать себе имя среди пользователей ЖЖ» - да это как раз то, что не представляет интереса, так как я наоборот стремлюсь удалиться от культурно-антропосоциального обыденного мира, к которому относится и интернет. Мне интересней погулять в лесу, чем пообщаться в интернет.

Вы использовали в качестве музыкальных инструментов человеческие кости. В качестве каких именно - ударных или же играли на тибетских флейтах из берцовых костей?
Если второе, то флейты были подлинные - то есть сделанные из костей изнасилованных и убитых девственниц, как это положено?
<Юрий Z> - Да, именно в качестве ударных. Это было предпринято мной после переосмысления опыта 10-летней давности, полученного при прослушивании Archon Satani, Corpses Catatonic и Zero Kama. Этот опыт я использовал в момент написания альбома “Saturating Cemetery” в 2003 году. В рамках других альбомов кости использовать нет желания. Отчасти это объясняется тем, что перкуссия из человеческих костей не способна звучать в аранжировке, где присутствует 160-200 дорожек. С позиции анализа АЧХ такого рода объекты не могут даже конкурировать с полупрофессиональной перкуссией фирмы LP выпущенной в Китае. С другой стороны имеет место индивидуальная возрастная мизантропия и цинизм в подходе. Сейчас не то время, когда можно удивлять публику подобной ерундой. Если в 80 годах бездарный гитарист мог дернуть за струну, и публика визжала, приходила в восторг, то сейчас модальность времени диктует иные условия.

Что вас связывает с Вилли Токаревым?
Или это просто слухи?
<Юрий Z> - В рамках записываемого мною сейчас альбома, называющегося «Расширяющаяся Вселенная», который я собираюсь посвятить светлой энергии 60-70 годов и своим детским игрушкам, я планирую кавер-секцию из двух каверов. Первый из них – это кавер на песню «Зимняя Песенка» ансамбля «Дружба». Вилли Иванович играл в то время в данном ансамбле и авторство на данное произведение принадлежит ему. С этой целью мы связались с Вилли Токаревым и попросили разрешения на использование его произведение. Подтверждение получено.
Второй кавер будет на песню немецкой хард-группы Пуддис. В данное время мы ждем соответствующих бумаг от менеджера данной группы, на основании которых будут в последствие подписаны контракты с выпускающими лейблами их планируется 4, - Россия, Япония, Германия, Португалия.

Напоследок от всего сердца желаю вашему замечательному сообществу и каждому его участнику в отдельности: счастья, радости и благоденствия.
Спасибо.
Юрий Звёздный, http://community.livejournal.com/antisecta
25 февраля 2008 года.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments